Чжан Чжуан - Стояние столбом

Ван Сянчжай писал: Упражнения Стояние столбом направлены на развитие силы из не-силы, движения из не-движения, быстрого движения из медленного движения.





В Ицюань, Столбовое стояние есть основной тренировочный метод для наработки внутреннего усилия для боя, а также эффективный способ оздоровления организма и самосовершенствования. Позиции условно делятся на «оздоровительные столбы» - Цзяньшэнь Чжуан и «боевые столбы» - Цзицзи Чжуан.

В оздоровительных позициях основной целью упражнения является поиск расслабления тела и успокоения ума. Традиционная китайская медицина утверждает, что «сознание является царем всего тела». Согласно современным научным данным, все мыслительные процессы, жизненно важные органы и все тело в целом контролируется и регулируется нервной системой и корой головного мозга. В результате избыточного физического, эмоционального или умственного перенапряжения, происходит перевозбуждение или истощение нервной системы, в результате чего нарушается ее функционирование и в итоге происходят физические и психические нарушения.

У спортсменов, это может проявиться в качестве БПЧ – «Болевого печеночного синдрома», когда от любой нагрузки начинает болеть область печени. Также результатом нарушений в работе нервной системы может быть повышенное или пониженное артериальное давление, проблемы с поясничным, грудным и шейным отделом позвоночника, которые проявляются в виде хондроза. Неврозы, головные боли, головокружения, тревога, страх и тд – все это результат перевозбуждения или истощения коры головного мозга и нервной системы.

Оздоровительные столбы служат средством расслабления коры головного мозга и тела в целом. Такое расслабление позволяет восстановить нервную систему в нормальное, рабочее состояние, а также поддерживать ее нормальное функционирование.

Когда тело расслабляется, то циркуляция крови становится свободной, что является важным признаком в укреплении и поддержании здоровья.

О внутреннем состоянии во время практики оздоровительных позиций Ван Сянчжай говорил: «как будто находишься в состоянии легкого приятного опьянения или лежишь в ванне с теплой водой».

 

Основными требованиями в практике оздоровительных столбов являются:

  1. Расслабление
  2. Наблюдение (концентрация)
  3. Правильность позиции
  4. Дыхание

Ван Сянчжай в работе «Центральный стержень кулачного пути» пишет:

Чжан Чжуан это сохранение устойчивой, сбалансированной позиции в положении стоя.  Это базовый метод для начинающих. Когда вы практикуете, сначала вам следует принять надлежащую позу. Ум должен быть ясным, без беспокойства. Будьте естественно расслабленны, держите голову прямо, глаза смотрят прямо перед собой, тело в правильной позиции, как если бы его подвесили за макушку.  Дух серьезен, сила уравновешена, дыхание спокойное, вы смотрите вдаль, волосы на вашем теле как будто стоят дыбом, талия расслаблена, все суставы слегка согнуты, беспокоящие мысли уходят, вы безмолвно стоите в огромном  пространстве. Ум не убегает вовне, внешние вопросы не проникают внутрь, дух сияет, вы чувствуете восхитительную подвижность, как если бы вы были один во всей вселенной, волосы на вашем теле как бы натянуты и стоят дыбом. Все тело как бы пульсирует. Вы как огромное, драгоценное, прекрасное дерево, достигающее облаков. Вы как будто подвешены сверху и поддерживаетесь снизу. Такое состояние духа можно сравнить с плаванием по воздуху. Ваш опыт, ваше переживание мягко пульсирует во всех клетках тела. Через какое-то время такое состояние станет естественным состоянием движения. Естественные методы полезны для тела, они улучшают его работу. В случае анемии уровень гемоглобина повысится. В случае гипертонии кровяное давление понизится. В этом виде тренировок сердцебиение никогда не выходит за пределы допустимого значения.






Что касается ума, то вам следует видеть тело как большую плавильную печь. Вы должны наблюдать за тем работает ли все тело целиком, все клетки тела вместе естественным образом. Ничто не должно форсироваться силой. Вам также не следует придаваться фантастическим иллюзиям. Если вы практикуете надлежащим образом, тело тренируется без использования обычных упражнений, нервная система культивируется без специального культивирования, вы чувствуете покой, комфорт во всем теле. Постепенно формируется характер. Естественная сила постепенно развивается. Но вам следует помнить о том, что вы не должны использовать силу обычным способом, так как это нарушило бы кровообращение и вы потеряли бы расслабленность и гармонию. Без расслабления энергия застаивается, сила жесткая, правильное намерение останавливается, дух сломлен. Подводя итог можно сказать, что не имеет значения говорим мы о Чжан Чжуан, о Ши Ли или о реальной битве, если вы теряете дыхание, диафрагма напрягается – это ошибка. Я надеюсь, что практикующие будут обращать внимание на это, и не будут пренебрегать этим.

Боевые столбы – Цзицзи Чжуан являются продвинутым методом в практике чжуангун. Они значительно отличаются от оздоровительных позиций, как по форме, так и по внутренней работе. В оздоровительных позициях вес тела равномерно распределен на обе ноги, в боевых позициях вес тела больше приходится на заднюю ногу. Так как боевые столбы служат средством для подготовки к бою, то внутренняя работа в них имеет «боевую направленность». Если в оздоровительных столбах во время практики мы расслабляемся, используем образы погружения тела в воду, представляем, что перед нашим взором красивая картина, лес, природа и тд, то в боевых столбах наоборот, мы представляем, что окружены дикими зверями и змеями, которые хотят напасть на вас, либо что мы в окружении солдат с копьями, мечами, которые пытаются напасть на вас. В практике боевого столба большое внимание уделяется «Моли» - Поиск силы. Это упражнение позволяет достичь большую координацию ума и тела.

Ван Сянчжай о боевом столбе пишет:

Боевые позиции немного отличаются и по форме и по действию ума. Сначала силы сбалансированы, потом выброс силы и немедленное возвращение в первоначальную ситуацию. Это подобно пружине в пулемете. Изменения в позиции ладоней и ступней, если большие, то не больше одного фута, если маленькие, то меньше одного дюйма. Возможно бесконечное число изменений. Чем дольше вы практикуете, тем глубже ваш удивительный опыт. Постепенно вы учитесь использовать изменения между расслаблением и напряжением; мягкостью, спокойствием и  внезапной эластичной силой. Расстояние, структура тела, пустые и полные стороны Фа Ли, ощущение волны силы вселенной, ощущение времени. Когда вы практикуете, представляйте, что перед вами тигр или леопард. Вы готовы бороться за жизнь. Это начало совершенствования основ боевого искусства, начальный принцип.В боевом Чжан Чжуан тело должно быть сбалансированным, пустым и подвижным, дух должен быть полным, вы бдительны как леопард, идущий в тумане, вы подвижны как нападающий носорог, как скачущая лошадь, как дракон. Держите голову прямо, вы чувствуете некоторое давление на макушку, все тело пульсирует как в танце, все соединено, большие пальцы ног как бы хватаются за землю, колени как бы охватывают что-то и, в то же самое время, сжимаются снаружи, это также  некоторый подъем восходящей силы, пятки слегка подняты. Вы чувствуете силу так, как если бы ураган,  вырвал  дерево из земли, как если бы вы были драконом, который приземлился на мгновение и готов взлететь опять, готов изгибаться и поворачиваться.

Итак, упражнения Чжан Чжуан являются эффективным методом оздоровления и развития боевых навыков и силы. Но в данном упражнении развивается не мышечная сила, а сила, которая в традиционных системах китайского ушу называется «нэйцзинь» - «внутренняя энергия», известная также под такими понятиями как – Ци, Ки, Прана.

Яо Цзунсюнь говорил: «Когда вы поймете суть Чжан Чжуан, вы поймете половину Ицюань».