Бражников А.В. Три аспекта системы Ицюань

Обновлено 06.05.2016 23:14 Автор: Administrator 01.05.2016 13:40

Печать

Ицюань - система, созданная в прошлом веке китайским мастером Ван Сянчжаем, усовершенствованна его учениками и дошедшая до наших дней как целостный метод.
Что дает Ицюань, кто его практикует и зачем - на эти вопросы я попробую ответить в этой статье.
Ицюань в своей основе преследует три важные цели!
1) Оздоровление
2) Боевое Искусство
3) Самосовершенствование
Все три цели неразрывно связаны между собой, но могут быть как отдельно самостоятельные пути.
Знакомство с Ицюань начинается с практики "Стояния в столбе". В этом уникальном упражнении заложены все три аспекта. Под здоровьем следует понимать здоровье физическое, ментальное и душевное. Если тело, ум и эмоции находятся в гармонии - про такого человека можно сказать, что он здоров. Практика стояния в столбе приводит в гармонию все эти три аспекта. Когда вы начинаете стоять, ваше тело начинает искать удобную позицию, так как стоять не удобно, это всегда дискомфорт. Поэтому в процессе стояния вы постоянно регулируете позицию тела, ища наиболее оптимальное положение. Если в теле есть какие то зажимы, напряжения, блоки, болезни - то найти удобную позицию для нахождения в ней будет сложно. Поэтому каждый раз, когда вы встаете в столб, вы начинаете "работать с проблемой" Вы начинаете ее видеть, чувствовать, понимать. Вы начинаете освобождаться от нее за счет практики. Таким образом, вы приводите свое физическое тело к состоянию баланса, гармонии и комфорта. В итоге вы можете стоять в позиции 40 минут, 1 час и более, без какого либо усталости - это говорит о том, что вы отрегулировали свое физическое тело. Следующий шаг - отрегулировать ум.

После того, как физическое тело, в процессе практики стояния в столбе пришло к некому состоянию комфорта, и ученик может стоять от 40 минут и более, практикующий начинает сталкиваться "лицом к лицу" с мыслями. Это важный шаг внутренней работы, точно также, как вы отрегулировали свое физическое тело, нужно отрегулировать ментальное тело. Это более тонкое тело и часто получается так, что оно контролирует поведение и действие человека. Именно находясь под влиянием и зависимостью ментального тела, многие те, кто берется практиковать Ицюань в итоге сходят с Пути! Самостоятельно отрегулировать ментальное тело, практически невозможно, если нет определенного навыка - поэтому здесь важна роль учителя, который знает ваши индивидуальные особенности. На этом этапе очень большую роль играет практика - Мо Ли - Поиск Силы. Это методы, которые позволяют отрегулировать ментальное тело. Это ментальные образы во время практики - вода, резинки, пружинки, шары, деревья, дощечки, а также пейзажи, горы, облака и тд. Таким образом, в процессе практики, вы регулируете свое тело и ум, что в итоге дает комфортное стояние в столбе на физическом и ментальном плане. Это первый шаг, в котором занимающийся овладевает способами регулировки тела, ума. Таким образом, когда тело и ум находятся в гармонии, приходит оздоровительный эффект от практики. Уходит лишнее, не нужное напряжение из тела, ума и практикующий приходит к некому внутреннему равновесию, когда тело расслабленно, а ум ясный. Естественным образом это приводит к душевному здоровью - человек радуется жизни, его не пугают трудности, проблемы, во всем он настроен на гармоничность. Все это есть результаты практики Стояния в Столбе. Кроме оздоровительного эффекта, в практике заложен и боевой аспект.

Практика Стояния в столбе, помимо оздоровительного эффекта, ведет к развитию навыков для боя. Само по себе данное упражнение, на продвинутом этапе, укрепляет тело изнутри. Укрепляются и тренируются связки и сухожилия, развивается выносливость всего тела и психики за счет статических позиций. Укрепляется воля, намерение, закаляется характер. Укрепляется центр, чувство баланса и равновесия: физического и ментального, наполненность и координация всего тела. Все это есть неотъемлемые аспекты подготовки к схватке. Без этих критериев, вся техника будет пустой, а боец с плохо развитыми боевыми качествами практически всегда будет терпеть поражение. Естественно, укрепить тело и развить выносливость для боя можно и другими способами, но практика стояния в столбе тренирует еще и то, что не тренируют другие методы. Речь идет о тренировке нервной системы. Это важный аспект. Нервная система регулирует деятельность человека. Любое движение рукой, ногой или всем телом происходит за счет работы нервной системы. Сигнал от мозга к телу проходит по нервным окончаниями к мышцам, в результате чего и происходит движение - удар, защита или маневры, передвижения вперед или назад, резкие остановки и смены направления - все это происходит за счет нервных импульсов, идущих от мозга. Если говорить о Ицюань, то в данном случае "И" - 意 - это то, что мы тренируем и развиваем. Работа "И" - это именно то, что передает импульс через нервную систему к мышцам. Проще говоря, "И"- 意 - это главнокомандующий, а тело - это солдат. Таким образом, в практике стояния в столбе мы развиваем и тренируем эту связь, выводя ее на высокий уровень - тем самым развивая скорость реагирования и действий.

Основатель Ицюань - Ван Сянчжай говорил: "Очень важно стремиться к «телу воина и уму Будды», чтобы быть способным отбросить ложные представления с тем, чтобы постичь истину"
Практика стояния в столбе, упражнения исследования силы, наработка выброса силы, отработка ударов, работа в паре, в том числе свободные спарринги - это основа для культивирования тела воина. Но это только часть системы Ицюань. Что такое Ум Будды, о котором говорит Ван Сянчжай, что значит отбросить ложное и постичь Истину? Практика стояния в столбе, по своей природе очень схожа с практикой медитации в буддийских монастырях. Там, монахи, в поисках просветления, часами сидят в позе лотоса, постигая Истину. Я слышал одну историю, как буддийский монах из монастыря, приехал в Центр Цуй Жуйбиня, чтобы практиковать Ицюань. Его задачей было развить уровень концентрации и внутреннего намерения, так как часто, в период многочасовых медитаций в храме, он терял бдительность и засыпал. Он пробыл в Центре Цуй Жуйбиня около 3 месяцев, в результате чего укрепил здоровье и повысил свои навыки в практике медитации, для достижения Просветления и постижения Истины. В процессе практики стояния в столбе, занимающийся все глубже познает самого себя - тело, ум, чувства. В итоге происходит встреча с самим собой, со своим истинным Я, открывается истинный Ум - или как говорит Ван - Ум Будды - все это является предпосылками постижения Истины! Рассказывать об этом много нет смысла